Перечень ссылок для скачивания рекламно-информационных материалов, продвигающих ценности семьи и ответственного родительства, предоставленных Фондом поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации
Тема: «Отцовство – твой главный жизненный проект»
https://cloud.mail.ru/public/C5UC/fWj29CLjj
https://cloud.mail.ru/public/Cjig/iDXMV7FTw
https://cloud.mail.ru/public/JGQo/1ioBES8Gs
https://cloud.mail.ru/public/K1Ya/JV7eqyh1K
Тема: «Подростковая агрессия»
https://cloud.mail.ru/public/EhbL/mzmPuBuW8
https://cloud.mail.ru/public/G4Qx/NB1EUD6Nz
https://cloud.mail.ru/public/CPLg/773VkSV5A
https://cloud.mail.ru/public/Kgmr/D8WE4Ge6z
Сетевое сообщество предлагает разные возможности для расширения коммуникативного пространства. Сейчас количество пользователей социальными сетями среди молодежи с целью расширения границ виртуальной коммуникации доходит до 98 %. Такое широкое распространение информационных технологий в жизни молодежи оказывает существенное влияние на развитие и социализацию молодых людей.
Наряду с представляющимися возможностями использования сетевого сообщества как инструмента социализации многократно возрастают потенциальные риски и опасности негативного влияния Интернет-среды на физическое, психическое и социальное здоровье и даже жизнь молодых людей.
Сетевое сообщество или (socialnetwork) определяется как любая общность, группа индивидов, находящихся во взаимодействии и разделяющих между собой социальные связи. Применительно к Интернет-среде категории «сетевое сообщество» и «социальные сети» могут идентифицироваться как синонимы. Риски являются фактором образования и существования современного сетевого сообщества, причем риски Интернет-среды проявляются на внешнем и внутреннем уровнях.
На внешнем уровне риски и опасности воздействия Интернет-среды на социализацию молодежи могут проявляться следующим образом:
– воздействие на личностное развитие недостоверной, искаженной информации; нежелательного и/или незаконного контента, воздействие на систему деструктивных программ;
– распространение сетевого мошенничества, обман молодых пользователей; угроза материально-экономических потерь;
– манипулирование сознанием и поведением со стороны третьих лиц;
– демонстрация материалов эротического и порнографического содержания; пропаганда нездорового образа жизни, различных форм насилия, сексизма, расизма и т.д.; пропаганда и популяризация каких-либо акций, представляющих угрозу для жизни и здоровья молодежи (например, скрытые или явные призывы к суициду, девиациям на транспорте, опасным селфи и т.д.);
– разжигание розни и конфликтов между различными группами молодежи на политической, религиозной, межэтнической основе;
– пропаганда запрещенных законом радикальных направлений и организация, вербовка молодых людей членами экстремистских и террористических организаций.
На внутреннем (личностном) уровне рисками и опасностями влияния сетевого сообщества на социализацию молодежи являются:
– обеднение творческого мышления молодежи;
– культивирование экстремистских настроений, социальной напряженности и конфликтогенности в молодежной среде;
– изменение поведения молодых людей в совокупности с потребительской идеологией и социальной разобщенностью;
– угроза интересам личности в информационной сфере, которая является уже угрозой информационной безопасности общества.
Помимо перечисленных выше угроз, деструктивное воздействие социальных сетей способствует киберсоциализации, которая является новым механизмом социализации молодежи при включении в сетевое сообщество. Киберсоциализация функционирует наряду с традиционными институциональными механизмами и, пронизывая их, вызывает риски, угрозы и опасности. Это процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации. Т.е., киберсоциализацию можно определить как виртуальную компьютерную социализацию личности.
1. В процессе киберсоциализации возникает целый ряд новых рисков, угроз и опасностей, классифицированных на следующие крупные группы рисков:Группа контентных рисков, представляющих собой определенный набор материалов (тексты, картинки, рекламные ролики, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащих насилие и агрессию; эротику и порнографию; нецензурную лексику; информацию, разжигающую расовую ненависть; пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д. Пропаганда негативных материалов также может идти через социальные сети, блоги, различные форумы.
2. Группа коммуникационных рисков, которые связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны третьих лиц. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например, груминг, киберпреследования или кибербуллинг и др.). Незаконный контакт – это общение между взрослым и несовершеннолетним, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации несовершеннолетнего. Для подобных целей используются социальные сети, различные чаты, форумы, онлайн-мессенджеры, сайты знакомств, блоги и т.д.
3. Группа электронных рисков сопряжена с вероятностью столкновения молодых пользователей с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д. Вредоносное Программное Обеспечение (ПО) использует широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.
4. Группа потребительских рисков – характеризуется злоупотреблением в интернете правами молодого потребителя. Эта группа включает в себя: риск приобретения товара низкого качества, различных контрафактных и фальсифицированных товаров, утрату денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибермошенничества и др. Причем одним из самых распространенных видов потребительских рисков является мошенничество, квалифицирующееся преступлением, – это умышленный обман или злоупотребление доверием с целью получения какой-либо выгоды.
Спектр рисков и угроз Интернет-среды для киберсоциализации молодежи весьма широк и проявляется как на внешнем, так и на внутреннем уровнях. В России с 1 февраля 2021 года действует закон о «саморегулировании соцсетей», нацеленный на предотвращение распространения деструктивного контента в интернете. Он обязывает социальные сети самостоятельно выявлять и блокировать запрещенный контент. Однако, подразумевается, что и взрослые, и подростки будут проявлять сознательность и отфильтровывать деструктивную информацию. Важно понимать, что ответственность за цифровую грамотность современных детей и подростков лежит, в первую очередь, не на них самих, а на взрослых. От родителей и педагогов во многом зависит обеспечение информационной безопасности молодежи, будут ли молодые люди критически оценивать попадающую в их поле зрения информацию и учитывать возможные риски и угрозы в сетевом пространстве.
Материал создан на основе статьи Маслова В.П, Гнатюка М.А. и Самыгина С.И «Сетевое сообщество: риски и угрозы Интернет-среды для киберсоциализации молодежи».
В современном мире гаджеты стали неотъемлемой частью детской реальности. Однако, пребывание детей в цифровой среде оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие ребенка и требует особых подходов в его воспитании. О том, как выстраивать коммуникацию с подростками в цифровую эпоху и создавать позитивный опыт пользования цифровыми гаджетами, рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александра Долгих.
— Чем психология современного ребенка отличается от психологии ребенка в 90-е, 2000-е?
— Когда в 90-е дети до 3-х лет познавали предметный мир, это происходило с помощью ограниченного количества предметов, чаще всего это были неяркие игрушки, кнопочки, камушки или пуговки. В 2000-ых уже начали появляться яркие игрушки, благодаря чему у детей в восприятии добавлялась не только тактильная часть, но и цвет, образ предмета. Сейчас дети часто познают предметный мир с помощью изображений на планшете, тем самым лишаясь тактильной возможности ощущения объекта. Когда мы ограничиваем ребенка экраном гаджета, у него нарушается процесс социализации, познания окружающей среды и ее свойств, формирование наглядного образного мышления, которое должно сформироваться к дошкольному возрасту.
Раньше у детей в возрасте 4-6 лет сюжетно-ролевая игра была основной игровой моделью. В 90-ых в связи с отсутствием большого выбора игрушек у детей активно развивалось воображение, например, нужно было представить, что один карандаш, примотанный скотчем к другому, — это пистолет. В 2000-ых появлялись более разнообразные и яркие игрушки, но при этом сюжетно-ролевая модель игры сохранялась и оставалась живой. Вместе с этим развивались кино, мультики, сюжеты которых можно было переносить на игру. Через такую активную деятельность дети учились придерживаться правил, социальных ролей и норм внутри игры. В игре всегда поощрялось «правильное» поведение и наказывалось «неправильное», что тоже помогало детям развивать произвольность и саморегуляцию. Когда современные дети играют в цифровых гаджетах, то сюжет, роли и правила уже заданы кем-то другим, воображение не включается, дети выполняют ряд примитивных движений. Важное отличие цифровой игры от «обычной» – это допущение бесконечного количества ошибок, ребенок всегда может перепройти уровень или продолжить игру с того же места. При такой деятельности у детей не формируется концепция наказания за ошибку. В игровых приложениях часто отсутствует негативная обратная связь, из-за чего дети недополучают знания об устройстве реальной жизни, где за нарушением правил следует определенное наказание.
В 90-е младшие ученики 7-12 лет, попадая в школу, впервые оказывались в ситуации оценивания и познания нового. Учитель был для них единственным авторитетом и хранителем знаний, к которым ребенок мог прикоснуться. В 2000-х появилось большое количество книг, иллюстраций, театрального контента и кино, расширялось представление о разных феноменах жизни. Однако учитель, особенно в начальной школе, все равно был авторитетом, так как дети все еще получали образование только через учебное заведение. Сейчас авторитет учителя и школьных оценок сильно упал по причине того, что появилось много альтернативных вариантов получения знаний о мире: детские обучающие приложения, онлайн-курсы, видео на платформах. Таким образом, педагог, который пытается научить детей мыслить и устанавливать причинно-следственные связи через упражнения и повторение, требует от них гораздо больше усилий, чем просмотр готового контента без дальнейшего закрепления.
В младшем подростковом возрасте ведущая деятельность – межличностное общение, когда дети учатся дружить, осознавать эмоции, выстраивать отношения, узнавать свои границы. Они учатся сотрудничать и самопрезентоваться в значимой группе. В 90-е тесное межличностное общение у детей часто приводило к нарушению границ собственной безопасности, так как совершение «подвига» посредством девиантного поведения было одним из самых популярных способов проявления себя. В 2000-ых начинают появляться социальные сети, где общение и, как следствие, девиантное поведение переходят в онлайн. Современные дети больше склонны к безопасности и дистанции, так как расставлять свои границы, совершать «плохие» поступки и узнавать о чувствах тех, кто проявляют аутоагрессивное поведение или внешнюю агрессию, можно осуществлять через Интернет. С одной стороны, сейчас дети чаще предпочитают оставаться дома, чем гулять в опасных местах, а с другой стороны, нахождение в четырех стенах нельзя считать настоящим жизненным опытом. Просмотр видео с чужим физическим и эмоциональным опытом психика не воспринимает, как эмоционально-личностный опыт для себя. В связи с этим современные подростки менее компетентны, обладают менее развитыми коммуникативными навыками и слабым эмоциональным интеллектом. Они не всегда способны правильно расшифровать свои эмоции, что в старшем подростковом возрасте с 14 до 17 лет приводит к проблеме самоопределения. Если раньше для получения профессии нужно было учиться в специальном вузе, углублять изучение определенных предметов, смотреть на чужой опыт, то сейчас обилие цифровых профессий снижает уровень ответственности перед выбором жизненного пути. У старших подростков случается внутренний конфликт, поскольку Интернет дает им иллюзию легкого освоения любой профессии, тогда как реальность требует другого: сдачи ЕГЭ, длительной учебы, что воспринимается подростками как тяжелый неоправданный труд.
— Чем цифровая среда привлекает детей сейчас? Почему так легко стать от нее зависимым?
— Цифровая среда, в первую очередь, привлекает своей открытостью, доступностью, отсутствием постоянной системы норм и правил, поскольку позволяет подстраиваться под тенденции, менять свою позицию и интересы. Для подростков это особенно важно, потому что они находятся в ситуации формирования идентичности. Им хочется выбирать, но реальная жизнь, в отличие от цифровой, не всегда предоставляет такую возможность.
Второе качество цифровой среды — это анонимность, иллюзорность, когда действия в сети совершаются не ребенком, а его аватаром. Ребенок находится в «безопасности» и в любой момент может отказаться от своих слов, удалив пост или аккаунт, совершить какой-то поступок, за который не нужно будет отвечать.
Третье, чем цифровая среда привлекает детей, — это отсутствие границ. В цифровой среде стирается социальная субординация, возрастные и иные границы, нормы поведения. Равенство, часто отсутствующее в реальной жизни, но присутствующее в цифровой, особенно привлекает подростков.
— Есть ли какие-то альтернативы той степени удовлетворения, которую дети получают при использовании гаджетов? На что можно заменить гаджеты?
— Реальная жизнь сейчас имеет все возможности для того, чтобы стать такой же привлекательной, как цифровая. Важно продумывать активность для детей таким образом, чтобы была стадийность, и ребенок мог испытывать удовлетворение от задач на каждом этапе, увидеть свой вклад. Мы часто требуем от детей вложиться в то, что может принести результат в далеком будущем. Эту дистанцию можно сократить, добавив игровой элемент в повседневность. Дети любят достигать, им нужна внешняя мотивация и внешнее поощрение. Если это поощрение будет привлекательным, а результат более быстрым, то реальная жизнь станет не менее интересной, чем цифровая.
— Как родителю сделать погружение детей в цифровую среду более безопасным?
— Первое правило: когда гаджет или цифровая среда предоставляются ребенку, это должна быть совместная деятельность со взрослым (где гаджет не является самоцелью и не может влиять на ребенка напрямую). Важно, чтобы ребенок учился использовать цифровую среду для достижения какой-то другой цели, для игры или обучения. Например, у ребенка есть игрушка, а в цифровой среде можно оживить эту игрушку и понять, какие у нее свойства.
Второе правило: цифровая среда не должна становиться единственным источником позитивных впечатлений для ребенка. Пребывание в гаджете должно быть выстроено таким образом, чтобы ребенок получал дополнительные знания о предметах и явлениях, присутствующих в реальной жизни.
— Сколько ребенку следует сидеть в Интернете?
— Факультетом психологии МГУ имени Ломоносова в период ковида были проведены исследования на выборке более тысячи детей со всей страны (дошкольники и младшие школьники). У детей изучали особенности когнитивной и эмоциональной сфер согласно времени, проводимому в цифровой среде. На основе этого исследования были сформированы следующие рекомендации.
Для дошкольного и младшего школьного возраста оптимальное время пребывания в Интернете – 30 минут в день. Дети, которые проводят за гаджетами больше часа в день, имеют проблемы с эмоциональным интеллектом, хуже распознают и управляют эмоциями.
В младшем и старшем подростковом возрасте следует ограничить использование гаджета – не более часа-двух в день. Увеличение этого времени может повлиять на восприятие, функционирование долговременной памяти. Находясь долго в цифровой среде, подростки не включают мышление и внимание, не подвергают информацию дальнейшему анализу. Отмечу, что при этом гаджет может быть использован в качестве альтернативы учебной деятельности для развития познавательных функций –около часа-двух в день.
— Чем чревато несоблюдение временных рекомендаций?
— Во-первых, у ребенка начнет страдать когнитивная сфера: из-за отсутствия мыслительных процессов память перестанет работать должным образом. Во-вторых, возможен эмоциональный переход подростков в виртуальную реальность, где все образы ярче, а достижение собственных целей проще. Ребенок может начать испытывать разочарование и неудовлетворение от реальной жизни и стремиться заместить свои нерешенные проблемы виртуальными достижениями. Он может оказаться неготовым к усилиям, необходимым в реальной жизни, и, как следствие, вовсе потерять интересе к жизни.
— Как воспитывать детей в цифровую эпоху?
— В первую очередь, не стоит вселять в детей убеждение, что гаджет – что-то вредоносное. Чем больше мы будем запрещать или поощрять гаджетом, тем сильнее ребенок будет стремиться попасть в цифровой мир. Жизнь ребенка должна быть гармоничной во всех сферах: если у него есть увлечения, досуг и насыщенная реальная жизнь, то гаджет не будет казаться ему единственным источником позитивных эмоций. Нужно стараться с детства обеспечивать ребенку ситуации достижения успеха, где он почувствует себя нужным и значимым, получит приятные впечатления.
— Какую пользу дает ребенку цифровая среда? Как использовать ее во благо?
— Цифровую среду можно использовать как удобный и привлекательный способ познания мира, имеющим позитивное подкрепление в виде результата труда. Подросткам важно не только накапливать знания, но и сразу их применять. Обучение с результатом повышает самооценку и мотивацию к дальнейшему изучению нового.
Еще одно позитивное качество цифровой среды – у детей есть возможность взаимодействия с миром. При правильном использовании Интернета, подросток может повышать свои коммуникативные навыки, общаясь с людьми на расстоянии, изучать языки с носителями, узнавать о культурах мира. Все это позитивно влияет на гармоничное развитие личности ребенка.
И в завершение, цифровая среда сейчас создает возможности для профессиональной ориентации и самоопределения. Широкая представленность разных профессий и увлечений позволяет ребенку с раннего возраста согласовывать свои возможности, предпочтения в профессиональном мире и начинать развивать качества, необходимые для получения профильного образования. Кроме того, цифровая среда помогает детям осваивать сразу несколько направлений: у ребенка вряд ли хватит времени ходить на 5 кружков в день, но в онлайн-обучении это возможно.