Мобильное приложение "Турист"- твой цифровой помощник в путешествии

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки продлила сроки проведения всероссийских проверочных работ в 2020 году до 25 мая и разрешила школам самостоятельно определять их график. Соответствующий приказ был подписан временно исполняющим обязанности руководителя Рособрнадзора Анзором Музаевым.
«В приказе указывается, что даты проведения проверочных работ для учеников 4-7 классов определяются руководителями учебных заведений по согласованию с органом госвласти субъекта РФ в сфере образования, и до конца учебного года, в удобное для них время, они должны будут их провести», – сообщил Анзор Музаев.
Он пояснил, что в этом году каждая школа имеет свои индивидуальные варианты контрольных измерительных материалов, которые автоматически формируются из банка заданий ВПР, поэтому принятые изменения не повлияют серьезным образом на организацию ВПР. При этом директора школ будут нести персональную ответственность за защиту информации по вариантам проверочных работ их школ.
Даты проведения ВПР в 8 классах, которые в 2020 году проходят в режиме апробации, перенесены на более поздние сроки – с 14 апреля по 14 мая. Школы сами будут решать, проводить эти проверочные работы или нет.
Сроки сдачи ЕГЭ участниками досрочного периода перенесены, они смогут сдать экзамены в основной период. Соответствующие изменения внесены в расписание экзаменов, утвержденное совместным приказом Минпросвещения и Рособрнадзора, сообщил временно исполняющий обязанности руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе первого заседания совместной рабочей группы Минпросвещения и Рособрнадзора по координации работы региональных и территориальных органов управления образованием.
Проведение досрочного периода ЕГЭ планировалось с 20 марта по 13 апреля. На участие в экзаменах в эти сроки было зарегистрировано более 32 тысяч человек.
«На экзамены в досрочный период в основном зарегистрированы выпускники прошлых лет. Для них в расписании основного периода предусмотрены резервные дни, в которые они смогут сдать экзамены», – сообщил Анзор Музаев.
Он отметил, что если по объективным причинам, подтвержденным документально, тот или иной участник не может сдавать экзамен в резервный срок, региональные государственные экзаменационные комиссии будут принимать решения, чтобы они сдавали ЕГЭ в основные дни экзаменов, вместе с выпускниками текущего года.
Анзор Музаев добавил, что Рособрнадзор организует проверку работ всех, кто будет сдавать ЕГЭ в резервные дни, в ускоренном режиме, чтобы все они вовремя получили свои результаты и успели подать документы в выбранные вузы.
Врио руководителя Рособрнадзора отметил, что особое внимание должно быть уделено тем выпускникам, которые зарегистрировались на досрочный период из-за запланированных лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. «Для них будут развернуты экзаменационные пункты в медицинских учреждениях и на дому. Ни один участник не лишится права сдать единый госэкзамен», – подчеркнул Анзор Музаев.
Информация о переносе сроков экзаменов направлена в региональные министерства образования, которые должны оперативно оповестить всех участников досрочного периода ЕГЭ об изменениях и организовать их перерегистрацию на основной период экзаменов.
Не менее актуальная на сегодня тема:Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Они пройдут в области со 2 марта по 24 апреля текущего года для 4 - 8-х и 11-х классов и охватят практически все основные предметы школьной программы: русский язык, математика, окружающий мир, биология, история, обществознание, физика, химия, география, иностранный язык. В ВПР примут участие более 200 тысяч донских школьников из 1 121 общеобразовательной организации.
В марте первые проверочные работы пройдут для выпускников донских школ, а также для студентов десяти учреждений среднего профессионального образования. В 11-х классах ВПР проводятся по решению школы для учащихся, которые не выбрали соответствующие предметы для сдачи в форме ЕГЭ. Обучающиеся проверят свои знания по 6 учебным предметам: география, физика, химия, биология, история и иностранный язык.
Для 4,5,6 и 7х классов выполнение ВПР является обязательным. Восьмиклассники напишут проверочные работы в режиме апробации по 8 учебным предметам. По решению минобразования Ростовской области участие обучающихся 8-х классов по русскому языку, математике, обществознанию и истории – обязательно.
Весной 2020 года школам впервые будут назначены не конкретные даты, а достаточно широкий временной интервал для проведения ВПР, то есть школы смогут сами формировать расписание с учетом школьных каникул и загруженности педагогов в рамках обозначенных всероссийским графиком дат. Кроме того, впервые варианты проверочных работ для всех классов, кроме восьмых, будут формироваться автоматически из банка заданий ВПР.
Результаты ВПР могут использоваться для разработки программ повышения качества образования на уровне школ, муниципалитетов, регионов и в целом по стране, а также для индивидуальной работы с обучающимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях. Вместе с тем, результаты ВПР могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей.
На сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) уже опубликованы описания работ и демоверсии.
#ВПР #ВПР2020 #минобразованиеро #ростовскаяобласть
В этом году акция посвящена Году памяти и славы.

28 февраля 2020 года министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина вместе с родителями выпускников текущего года, представителями средств массовой информации, органов местного самоуправления, общественными и политическими деятелями напишет ЕГЭ по истории в пункте проведения экзамена № 180, организованном на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 80 имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге».

- Инициатором Всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями» традиционно выступает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. На территории Ростовской области мероприятие пройдет в четвертый раз, - рассказала Лариса Балина. – Акция продлится до 2 марта, пункты проведения экзамена будут открыты в каждом муниципальном образовании области.

В этом году родители выпускников снова смогут поменяться местами
со своими детьми и пройти всю процедуру ЕГЭ: от рамки металлодетектора до получения результатов госэкзамена. Им представится возможность пройти регистрацию на входе в пункт, увидеть как организуется рассадка в аудиториях, как выглядят рабочие места участников ЕГЭ, как осуществляется контроль за проведением госэкзамена, а также как печатаются и сканируются экзаменационные материалы и написать экзаменационную работу, составленную из заданий, аналогичных тем, что будут на ЕГЭ. Для того чтобы принять участие в акции, взрослым нужно подать заявление по месту учебы ребенка.

Справочно. Всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями», инициатором которой выступает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, пройдет в регионах в четвертый раз. Впервые акция состоялась 7 февраля 2017 года. В тот день к ней присоединились более трех тысяч родителей из 50 регионов.
Утвержден график проведения всероссийских проверочных работ (ВПР) на 2020

Приказом Рособрнадзора от 27 декабря 2019 года № 1746 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2020 году» утвержден график проведения всероссийских проверочных работ на 2020 год.
В связи с актуальностью распространения среди подростков и молодежи некурительной никотиносодержащей продукции настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с информацией, разработанной ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора» и сделать правильные выводы. Информация «Старый враг под новой маской. Табак без дыма, никотин без табака» также размещена на нашем сайте в разделе «Все о безопасности».
Дорогие наши выпускники!

Родная школа приглашает вас на вечер встречи,

который состоится 31 января 2020 года в 18:00

в здании школы (2 этаж)

Вечер встреч в школе – это не только возвращение в такие разные, но незабываемо яркие и интересные школьные годы,

это общение с друзьями юности, с учителями, многому научившими, проводившими в большую жизнь,

это встреча с будущими выпускниками, которые продолжают начатое вами,

это долгожданный праздник, на который вас очень ждут!
Итоговое собеседование в 2019/20 учебном году проводится 12 февраля 2020 года и в дополнительные сроки (11 марта и 18 мая 2020 года).
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов (далее - итоговое собеседование) как одно из условий допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-9) проводится для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, экстернов в образовательных организациях, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования.
Место проведения: МБОУ Светочниковская СОШ
Время начала итогового собеседования: 9:00
Результатом итогового собеседования является "зачет" или "незачет".
Итоговое собеседование проводится в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию по образовательным программам основного общего образования, по месту обучения участников ГИА-9.
Срок действия результатов итогового собеседования:
Итоговое собеседование для выпускников общеобразовательных организаций, не завершивших основное общее образование, как условие допуска к ГИА-9 - бессрочно.
Регистрация на участие в итоговом собеседовании осуществляется не позднее чем за 2 недели до даты проведения итогового собеседования:
Регистрация на участие в итоговом собеседовании для обучающихся школы организована в МБОУ Светочниковской СОШ до 29 января 2020г.
С результатами итогового собеседования по русскому языку можно ознакомиться в МБОУ Светочниковской СОШ
не позднее, чем через пять календарных дней с даты его проведения.
Во время проведения итогового собеседования ведется аудиозапись.
С 25 ноября по 1 декабря 2019 года пройдёт VII Всероссийская информационно-просветительская акция «Стоп ВИЧ/СПИД». Мероприятия по-прежнему будут проводиться по трём направлениям: «Неделя знаний о ВИЧ», «Неделя тестирования на ВИЧ», «Неделя активных действий против ВИЧ».
Ключевыми, станут мероприятия Всероссийской акции, ориентированные на мотивацию у обучающихся 9-11 классов позитивного отношения к собственному здоровью - «День здорового образа жизни» 29.11.2019 г.
На официальных страницах минобразования Ростовской области и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в социальной сети Instagram размещены видеоролики о правилах и процедурах ЕГЭ, особенностях сдачи ЕГЭ по разным учебным предметам, правилах заполнения бланков ЕГЭ, советы выпускникам и родителям.

https://www.youtube.com/channel/UCxuyupc2NXo3U_DHyZ0IxeQ
12 ноября руководитель Рособрнадзора проведет Всероссийскую встречу с родителями.
Всероссийская встреча с родителями руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Кравцова пройдет 12 ноября 2019 года в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора.
В ходе встречи руководитель Рособрнадзора и специалисты ведомства ответят на вопросы, касающиеся организации и проведения в 2020 году ЕГЭ и ГИА-9, всероссийских проверочных работ (ВПР), национальных исследований качества образования (НИКО), исследований в российских школах по стандартам PISA и других актуальных тем.
В настоящее время уже принимаются вопросы Сергею Кравцову. Задать их можно на странице Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и по электронной почте ege@obrnadzor.gov.ru.
Вопросы можно направлять в письменной форме или в формате видеообращения. Ответы на наиболее популярные и интересные из них будут даны в ходе встречи.
Онлайн-трансляция встречи будет доступна на официальном канале Рособрнадзора в YouTube
(https://www.youtube.com/channel/UCxuyupc2NXo3U_DHyZ0IxeQ).
Начало мероприятия: 11:00 мск.
В МБОУ Светочниковской СОШ проводится итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации.
Основной срок: 04.12.2019
Дополнительные сроки: 05.02.2020 06.05.2020
Для выпускников 2019-2020 учебного года утверждены пять направлений тем сочинений
"Война и мир"-к 150-летию великой книги
"Надежда и отчаяние"
"Добро и зло"
"Гордость и смирение"
"Он и она"
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным ниже требованиям.
ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»
Рекомендуемое количество слов для написания итогового сочинения (изложения)– 350.
ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»

Сочинение (изложения) оценивается в системе «зачет»/«незачет» по следующим критериям:
Соответствие теме
Аргументация. Привлечение литературного материала
Композиция и логика рассуждения
Качество письменной речи
Грамотность.
Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут. В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся и выпускников прошлых лет, заполнение ими регистрационных полей и др.).
Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание.
Прием заявлений учащихся 11 классов МБОУ Светочниковской СОШ для участия в написании итогового сочинения (изложения) 4 декабря 2019 года осуществляется до 20 ноября 2019 года, кабинет педагога-организатора по УР.
Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) осуществляется по месту подачи заявления на написание итогового сочинения (изложения).
Информирование учащихся 11 класс МБОУ Светочниковской СОШ о результатах итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 учебном году осуществляется не более 2-х дней по завершении проверки.
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные в текущем учебном году:
обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
участники итогового сочинения (изложения), не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
Список телефонов «горячей линии» на период подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) 11-х классов в 2019-2020 учебном году

(863) 269-57-42 Министерство общего профессионального образования Ростовской области
8(863)82-19-74 отдел образования Милютинского района
8(863)89-38-197 директор,
89281871601 педагог- организатор по УР
Итоговое сочинение (изложение)

2019-2020 учебный год

Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она

Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) - 2019-2020 учебный год

Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888

Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Письмо Рособрнадзора от 06.11.2019 г. № 10-977

ВИДЕОРОЛИКИ для подготовки к итоговому сочинению (изложению)

А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018/19 года:

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению
Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написанию сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы
Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.

Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.

Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила новые анимированные видеоролики и плакаты, рассказывающие о государственной итоговой аттестации.

С их помощью выпускники смогут узнать об особенностях ЕГЭ по математике и иностранному языку, собеседовании по русскому языку в 9 классе, как зарегистрироваться на ЕГЭ и пересдать экзамены, правилах и процедуре ЕГЭ, заполнении бланков. Два видеоролика содержат советы для выпускников и их родителей, как лучше организовать подготовку к экзаменам.

«Рособрнадзор традиционно уделяет большое внимание разъяснению правил и особенностей экзаменационных процедур выпускникам и их родителям. Ежегодно мы обновляем и дополняем наши разъяснительные материалы, снимаем видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ с участием разработчиков экзаменационных заданий. Надеемся, что они будут полезны и помогут будущим выпускникам лучше сориентироваться в том, что их ждет на экзаменах», - рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Новые видеоролики опубликованы на Youtube-канале Рособрнадзора, плакаты – на сайте ведомства в разделе «Информационные материалы».
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила и направила в регионы методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году. Рекомендации разработаны для органов управления образованием субъектов РФ, образовательных организаций, участников итогового сочинения и экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения.
Традиционно итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая. Основной срок проведения итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году - 4 декабря 2019 года. Повторно написать сочинение 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года смогут обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение), не завершившие его написание по уважительным причинам, либо удаленные с сочинения.
Успешное написание сочинения является для обучающихся 11 и 12 классов допуском к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение.
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники должны подать заявление не позднее, чем за две недели до его проведения. Регистрация выпускников текущего года на участие в сочинении проводится в школах, где они обучаются. Выпускники прошлых лет могут принять участие в итоговом сочинении (изложении) по желанию в любой из указанных дней, заявления они должны подать в места, определенные региональным органом управления образованием.
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
Рекомендуемый объем итогового сочинения – не менее 350 слов, минимально допустимый – 250 слов. Рекомендуемый объем итогового изложения – 200 слов, минимальный – 150 слов.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) его участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). В случае нарушения установленных требований участник подлежит удалению.
В рекомендациях также изложен порядок проведения сочинения, в том числе для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, порядок проверки, оценивания и обработки результатов сочинения (изложения), критерии оценивания сочинений на соответствие требованиям объема, самостоятельности, соответствие теме, аргументацию, композицию и логику рассуждения, качество письменной речи, грамотность.
Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, в том числе ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его по желанию. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.
Рекомендации по подготовке к сочинению содержат комментарии, поясняющие особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на текущий учебный год:
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
2. Надежда и отчаяние
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
3. Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
4. Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
5. Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».
Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов будут размещены на официальном информационном портале ЕГЭ за 15 минут до его начала по местному времени.
Рекомендации доступны для ознакомления на официальном сайте Рособрнадзора и информационном портале ЕГЭ.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.